Воображение
Обмен учебными материалами


Воображение



Понятие о воображении

Воображение - это одна из форм психического отражения действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение является необходимой стороной творческой деятельности - художественной, конструкторской, научной. Особым видом воображения является фантазия. Воображение играет существенную роль в игре, обучении, труде.

Существуют две точки зрения на развитие воображения у слепых. Одни тифлопсихологи считают, что у незрячих воображение выражено сильнее, чем у зрячих, другие находят его менее ярким и бедным. Однако следует иметь в виду, что у людей с глубокими нарушениями зрения имеется сужение чувственного познания, что действительно может оказывать существенное влияние на реконструкцию образов воображения.

Из вышесказанного следует важный практический вывод. Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих, производственных, художественных, музыкальных и математических образов. У детей и взрослых людей с глубокими нарушениями зрения творческое воображение может достигать высоких результатов благодаря связи воображения не только с ощущениями, но и с мышлением, речью, памятью, которые восполняют дефицит чувственного отражения. Таким образом, формирование творческого воображения у лиц с глубокими нарушениями зрения зависит от развития чувственного и логического познания. Единство этих форм отражения и их своевременное формирование у детей создает предпосылки для высокого развития творческого воображения у слепых и слабовидящих.

При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием оставшихся анализаторов и словесных описаний незрячие формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Возникновение образов воображения - это результат деятельности мозга,

и прежде всего функции коры больших полушарий. Если физиологическую основу представлений и памяти составляли следовые явления, возникшие в коре головного мозга во время ощущений и восприятия и оставшиеся после замыкания временных связей, то они же () возникают и при воображении.

Виды воображения

В общей и специальной психологии различают пассивное и активное воображение. Пассивное воображение подразделяют на преднамеренное и непреднамеренное, а активное воображение Д на творческое и воссоздающее. Все дети наделены в разной степени вышеуказанными видами воображения, включая и детей с глубокими нарушениями зрения.

Пассивная форма воображения имеет место тогда, когда при воображении подменяют образы действительности фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни.



Почти всем людям, включая детей, присуще преднамеренное воображение, выражающееся в образах фантазии, но не связанное с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще бывают радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название .

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в виде новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность (, и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму творчества и целеустремленности, направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при чтении географических карт, книг, просмотре кинофильмов и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино помогает им в жизни приблизить к своей действительности образы воображения. Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. Это согласуется с известными в педагогической психологии положениями о поэтапном формировании умственных действий. В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления. У детей с полным или частичным выпадением зрительной функции несколько ограничиваются возможности комбинирования и реконструкции образов воображения. Однако эта ограниченность воображения у детей преодолевается за счет компенсаторных функций и развития воссоздающего воображения в результате процессов обучения.

Роль воображения в развитии личности

Воображение возникает в разных видах деятельности и протекает то усиливаясь, то постепенно затухая, или совсем исчезает, когда прекращается сама деятельность, или переходит в грезы или мечту. У детей образы воображения создают мечту, переходящую в особую внутреннюю деятельность, растянутую иногда на многие годы, пока замыслы не осуществляются в действительности (например, мечта стать ученым, музыкантом, скульптором). Мечта является побудительной силой или мотивом деятельности на всех этапах развития детей как зрячих, так и незрячих в игровой, учебной и трудовой деятельности. У детей с глубокими нарушениями зрения мечта часто направлена на то, чтобы много знать, уметь и даже в буквальном смысле прозреть. Для слепого и слабовидящего любой итог его деятельности, воплощенный в успешной учебе, сделанном предмете, полученном результате, в своей сущности есть осуществленная им человеческая мечта. Надежда вернуть зрение в отдельных случаях становится реальной действительностью благодаря коррекции и компенсации зрения.

Воображение расширяет человеческое познание с самого раннего детства.

Оно оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка.

Воображение способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств. Благодаря воображению ребенок может предвидеть результаты своей деятельности.

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития творческого воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) слепые и слабовидящие могут достигать значительных результатов. Воображение, как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности.

Литература

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр.

соч. - М., 1982. Д Т. 2.

Петровский А.В. Воображение // Общая психология. - М., 1986.

Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих //

Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. - Л., 1982.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная